altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

Карл Теодор Дрейер. Великий режиссер неснятых фильмов

Начинаю серию постов о Дрейере. Судя по моим наблюдениям за киноблогосферой, этот датский режиссер шведского происхождения не так уж интересен современным киноманам и кинолюбителям. Имя, конечно, на слуху, но ассоциируется оно с чем-то древним, покрытым толстым слоем пыли. Кто-то ради "галочки" или расширения кинокругозора смотрит "Страсти Жанны Д'Арк", "Слово". Небольшой всплеск интереса к Дрейеру произошел в конце прошлого года, после выхода книги Анны Андроновой (illa_anna) "Великий датчанин". В качестве киноведческого путеводителя по творческому пути Дрейера я использовал именно эту работу. Однако после появления книги роста количества отзывов, рецензий и прочих заметок о К.Т.Д. в киноблогах я не заметил. Продвинутые киноманские сайты, например, cineticle.com, и вовсе игнорируют этого режиссера. Дрейер был и остается режиссером для единичных любителей. Зачем я об этом пишу? Наверное, хочу немного восстановить справедливость. Дрейер не стал одним из моих любимых режиссеров, и в списке ТОП-100 моих любимых фильмов его работ не появилось. Но Дрейер, безусловно, заслуживает внимание от тех, кто серьезно интересуется кино. Режиссер во многом новаторский, что не мешало ему производить киноленты исключительного качества. Творчество Дрейера дает понимание, откуда "растут ноги" у Тарковского, Бергмана и даже Триера.

Карл Теодор Дрейер.JPG

После просмотра фильмографии и прочтени вышеупомянутой книги я начинаю понимать, почему Дрейер хоть и считается великим, но его имя находится где-то на отшибе киноманского пантеона. Ведь то же самое были и при его жизни! Статус мастера кино он получил еще в 20-е, а в 60-е ему уже чуть ли поклонялись, но поклонение это выглядело снисходительным (уважение к старости) и как будто не связанным собственно с его фильмами. Так получилось, что ни один фильм Дрейера не получил значительного коммерческого успеха, и в прокате они шли очень скромно. Почему же так происходило?

У меня возникло ощущение, что Дрейеру фатально не везло. Всё началось с того, что мать отказалась от него после рождения, и Карл Теодор попал в приемную семью. Видимо, комплекс ребенка, от которого отказались, преследовал Дрейера всю жизнь и мешал ему в полной мере самореализоваться, на подсознательном уровне. Это видно по многим фактам из его биографии. Дрейер чуть-чуть опоздал с приходом в режиссерскую профессию: Дания в начале века (сейчас в это трудно поверить) была одной из ведущих мировых кинодержав, но к 20-м годам начался длительный кризис датского кинематографа. Лет пять назад у Дрейера были бы идеальные условия для киносъемок, но вместо этого ему пришлось бороться за каждый свой фильм. Затем к Дрейеру прилепился ярлык дорогого режиссера, который вечно затягивает съемочный процесс. Как следствие, продюссеры избегали сотрудничества с ним. А те, кто рискнули, иногда потом жалели. Дрейер как режиссер явно родился не в свое время: его методы считались нестандартными, чересчур выверенными, даже странными, неэкономными. Только спустя десятилетия мы можем ясно увидеть глубокий смысл и новаторство этих методов.

Удивительно, но Дрейер не снял ни одного фильма по собственному оригинальному сценарию (сравните с Бергманом-писателем). Почти вся его фильмография – это переработанные произведения скандинавских писателей. Чтобы не жить в нищете и получать хоть какую-то работу, Дрейеру приходилось браться за случайные сценарии или навязанные продюссерами. Список нереализованных задумок и проектов, в которых Дрейер лично был заинтересован, раза в два длиннее того, что он в итоге снял. Самый известный нереализованный проект – "Жизнь Христа" – мог бы занять достойное место в списке самых выдающихся неснятых фильмов за всю историю кино. Читая биографию Дрейера, понимаешь, что самое лучше, самое личное (авторское) он так и не снял. История с неснятым "Иисусом", которая тянулась несколько десятилетий, наглядно показывает пренебрежительное отношение тогдашнего киносообщества к Дрейеру: разного рода продюссеры и меценаты, говоря по-простому, отфутболивали режиссера-классика между собой и много лет "кормили завтраками". Наивный старичок снял "Слово" (которое сейчас считается чуть ли не главным его шедевром) как репетицию будущего "Иисуса"! Когда адекватный спонсор появился, Дрейер... умер. И вот это пренебрежение со стороны самой судьбы чувствуется везде в его биографии. Вдобавок можно отметить и то, что классиком он считался только в Европе. В США его вообще в упор не замечали. А сейчас он – культовый режиссер с мировым признанием...

Теперь перейдем, наконец, к фильмам.
Дрейер – это Мастер. К съемочному процессу он относился ооочень серьезно, тщательно подбирая актеров, выстраивая декорации. Истинный перфекционист. Часто ошибочно Дрейера называют религионозным режиссером или режиссером-мистиком. Эти темы действительно часто затрагиваются в его фильмах, но либо это издержки ограниченного выбора сценариев, либо просто фон. На первом плане у Дрейера всегда – психология. Простая, вполне приземленная психология, без особых духовных поисков. Иллюзия одухотворенности возникает из-за сдержанного стиля режиссера и тщательно продуманного движения в сценах (движения не только героев, но и света).

Что смотреть?
1920 / Страницы из книги Сатаны / Blade af Satans bog – масштабное психологическое исследование, проходящее сквозь временные эпохи.
Фильм создан под влиянием "Нетерпимости" Гриффита, и, как мне кажется, у Дрейера лучше получилось реализовать аналогичный замысел: показать, как развивается одна и та же вечная общечеловеческая тема в разные эпохи. В данном случае, тема – противостояние человека дьявольским соблазнам. В отличие от Гриффита, Дрейер более тщательно продумал композицию фильма, как следствие, отсутствуют провисания, долгие обмусоливания какого-либо эпизода. Несмотря на солидный хронометраж, "Страницы" смотрятся легко для немого кино.

1920 - Страницы из книги Сатаны.JPG

1924 / Михаэль / Michael – великолепный образец каммершпиле (kammerspiele).
В ограниченном пространстве Дрейр воссоздает элитарную культурную эпоху начала 20-го века, которой присущи избыточность, фальшивость. Дрейер показывает, как это культурное пространство влияет на поведение героев, переживающих чересчур напыщенные, фальшивые чувства. Есть мнение (на мой взгляд, преувеличенное), что "Михаэль" – первое гей-кино. Дрейер все-таки приглушил провокационные аспекты, но роман, по которому снят фильм, действительно такой.

1924 - Михаэль.JPG

1928 / Страсти Жанны Д'Арк / La passion de Jeanne d'Arc – один из главных шедевров немого кино; театр одной актрисы.
Думаю, "Страсти" видели все, поэтому расписывать подробно не буду. А если кто не видел – срочно восполнять пробел! Хотя я не считаю этот фильм мегашедевром, мне кажется, в нём есть к чему придраться (например, Фальконнети неестественно переигрывает). Это как "Броненосец Потемкин": если оценивать объективно, то шедевральность обоих фильмов преувеличена, но нельзя не признать определенное новаторство и влияние на дельнейшее развитие кинематографа. Из интересных деталей можно отметить распространенный прежде миф, будто Дрейер пытал Фальконнети, чтобы добиться от нее такой выдающейся игры. На самом деле, Карл Теодор относился к актерам очень уважительно и обходительно, а Мария Фальконетти сама по себе такая – девушка с очень подвижной психикой.

1928 - Страсти Жанны Д'Арк.jpg

1932 / Вампир. Сон Алена Грея / Vampyr – жанровый эксперимент, смесь мистики и абсурда.
Первый звуковой фильм Дрейера, хоть и по духу он – немой. Звуковая техника тогда была очень дорогая, поэтому ради экономии диалогов сделали мало. Иногда кажется, что смотришь немое кино – только интертитров не хватает. Абсурда, на мой взгляд, в "Вампире" больше, чем мистики. В начале есть пугающие моменты. Есть интересные приемы с тенями. Атмосфера действительно создается потусторонняя – с этой задачей Дрейер справляется мастерски. Но с пути ужастика режиссер быстренько сруливает. "Вампир" – скорее, кино, созданное под влиянием психоанализа (в частности, темы сновидений), и местами даже шуточное, абсурдное. Последняя сцена –[Spoiler (click to open)]персонаж захлебывается в муке– окончательно снимает какой-либо пафос, если он еще оставался у зрителя.

1932 - Вампир. Сон Алена Грея.JPG

1943 / День гнева / Vredens dag – психологическая драма с религиозными мотивами.
Первая половина 17-го века, "охота на ведьм". Один из самых "дрейеровских" по духу фильмов: продуманность каждого игра, великолепная актерская игра, эксперименты со светом, атмосфера сдержанности и подавленности. Ведьминская тема здесь фоновая. Это фильм о подавлении женского начала и ответной реакции женщины. "День гнева" показывает нам, что ведьмы – это не те женщины, которые родились ведьмами, а те, которые осознали себя таковыми, в знак протеста.

1943 - День гнева.jpg

1955 / Слово / Ordet – шедевр экзистенциального кино.
"Слово" можно назвать самым "бергмановским" фильмом Дрейера – в том плане, что связь между этими двумя скандинавами лучше всего прослеживается именно в "Слове". Через год Бергман снимет "Седьмую печать". "Слово" в очередной раз поражает продуманностью каждой детали. Это сложная цепочка художественных приемов, которая подводит нас к завершающей сцене. Если вы не в курсе, что там происходит, то есть шанс, что вы переживете катарсис.

1955 - Слово.jpg

1964 / Гертруда / Gertrud – "статуарный" фильм.
Статуарный (обозначение из вышеупомянутой книги) – значит, неподвижный, застывший. Именно такой фильм хотел снять Дрейер как еще одну репетицию перед "Иисусом". "Гертруда" действительно получилась как статуя – величественная, красивая, неживая. "Гертруда" оставляет противоречивые впечатления. С одной стороны, это безупречный, стильный фильм, конечно же, с замечательной актерской игрой. С другой стороны, возникает ощущение бессмысленности. Гертруда, главная героиня, сама не знает, чего хочет. В начале и в конце (спустя 30 лет) она одинаковая. Вот уж в самом деле "статуя".

1964 - Гертруда.jpg

После "Гертруды" логично напрашиваются еще минимум 2-3 фильма, да и сам Дрейер не планировал заканчивать с кино, учитывая страстное желание снять все-таки "Иисуса". Судьба обошлась с ним жестоко. Вынужденные перерывы между съемками длились 9-10 лет – столько времени тратилось впустую, только ради выживания. Обидно за Дрейера, за то, что самое интересное он так и не смог (и не успел) реализовать. Но и с тем, что успел снять, он может стать чьим-то любимым режиссером.
Tags: Карл Теодор Дрейер
Subscribe

Posts from This Journal “Карл Теодор Дрейер” Tag

  • Дрейер и Тени

    В завершении цикла постов о Дрейере – небольшой обзор о том, как этот датский режиссер использовал тени в своих фильмах. Игра с тенями в немом…

  • Концепция "визуального очищения" Дрейера

    Продолжаем рассказ о самых интересных моментах в творчестве датского режиссера. Этот обзор иллюстрирует один из самых главных его художественных…

  • Актеры Дрейера: всегда точное попадание!

    Продолжаем рассказ о датско-шведском режиссере. Фильмы Дрейера (не все, но хотя бы самые известные) нужно смотреть тем, кто ценит в кино актерское…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments