altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Цветной" Акира Куросава

Из 30 с лишним фильмов, которые снял выдающийся японский классик, только 7 - цветные. И эти семь по совокупной значимости вполне сопоставимы с остальными 25. На рубеже 60-70-х Куросава наконец-то открыл для себя цвет в кино. До этого были такие черно-белые шедевры, как "Семь самураев", "Расемон" и прочие самурайские фильмы с Тосиро Мифунэ. Куросаву к тому моменту можно было назвать одним из главных мировых столпов черно-белого кино, который выжал из монохрома максимум художественных возможностей. Но сколько можно снимать в Ч/Б, когда уже давно во всем мире снимают в полном цвете?

Информации о том, как Акира пришел к цвету, к сожалению, мало. Но во время просмотра "Под стук трамвайных колес" заметно, что цвет для Куросавы – словно новая игрушка для ребенка. Многое из того, что было им снято с 1980 по 1993 гг, можно включать в список самых красивых фильмов за всю историю. Теперь Куросава выжимает максимум киноволшебства из полихрома. Только великий режиссер на такое способен.

Но необходимо отметить, что впервые Куросава использует цвет в 1963 году, подкрасив дым из трубы в фильме "Рай и Ад".

1963 - Рай и ад.jpg

1970 год.
"Под стук трамвайных колес" снят в сложный для Акиры период. Как известно, после этого фильма японский режиссер предпринял попытку самоубийства, и отчасти эту способствовал провал его первой цветной работы. Да и сейчас отзывы на "Додэскадэн", в основном, сдержанные и снисходительные. Куросава играется с цветом, как тот ребенок с новой игрушкой. Вот что он говорит в интервью журналу "Искусство кино" в 1974 году: "Снимая «Под стук трамвайных колес», мы почти все рисовали: тени на земле, небо, облака, даже солнце". Съемочная группа много экспериментирует с цветом, из-за чего всё в фильме кажется искусственным, избыточным. Особенно это чувствуется в декорациях, задних планах, гриме. С другой стороны, эту избыточность можно рассматривать как художественный прием – контраст трущоб (которые ассоциируются у нас с серостью) и обилия цвета, символизирующего эмоции и фантазии героев. Мне кажется, "Под стук трамвайных колес" со временем будет расти в цене, и однажды киносообщество признает его полноценным шедевром (я лично уже это сделал).

1970 - Под стук трамвайных колес.jpg

1970 - Под стук трамвайных колес2.jpg

1975 год.
"Дерсу Узала" снимался в СССР, и более низкое качество советской пленки бросается в глаза, поэтому цветовые возможности Куросавы в этом смысле были изначально ограничены. Но тем не менее, Акире удалось сделать очень красивый фильм, правда, красота достигается за счет не столько цветности, сколько выбора интересных ракурсов.

1975 - Дерсу Узала.jpg

1975 - Дерсу Узала2.jpg

1980 год.
"Кагемуся: Тень воина". Вот здесь Куросава оторвался с цветом по полной! Костюмы, архитектура, природа, кровь - всё в этом историческом кинополотне показано очень красочно. А ближе к концу мы видим одну из самых красивых радуг в кино! Игра с цветом – один из главных художественных приемов, благодаря которому "Кагемуся" приобретает величественность, эпичность. Обилие цвета символизирует власть японской элиты, цвет как будто поглощает судьбу незначительного ("черно-белого") человека-воришки и цвет в итоге его убивает. Гениальный контраст.

1980 - Кагемуся Тень воина.jpg

1980 - Кагемуся Тень воина2.jpg

1980 - Кагемуся Тень воина3.jpg

1985 год.
"Ран". Очередное масштабное полотно с грандиозной работой с цветом. "Ран" и "Кагемуся" в этом плане очень похожи и воспринимаются как дилогия, даже эпоха одна и та же (16-й век).

1985 - Ран.jpg

1985 - Ран2.jpg

1990 год.
В "Снах" мы видим, что Куросава всё еще не наигрался с цветом, более того, он развивает свои игры с помощью визуальных эффектов, в создании которых ему помогают американцы (студия Джорджа Лукаса). "Сны Акиры Куросавы" – это 8 новелл-снов, и в каждой из них есть потрясающие сцены с точки зрения использования цвета. Прежде всего запоминаются постапокалиптические сцены, детские фантазии, оригинальная интерпретация живописи Ван Гога.

1990 - Сны Акиры Куросавы.jpg

1990 - Сны Акиры Куросавы2.jpg

1991 год.
"Августовская рапсодия" – единственный из цветных фильмов Куросавы, который можно назвать проходным, хотя это не значит, что фильм плохой. "Рапсодия" снята в голливудской манере, чему способствует участие звезды Ричарда Гира. С таким же успехом фильм мог бы быть черно-белым, но в 91 году это был бы нонсенс (конечно, с учетом сюжета и стилистики – ведь это далеко не Бела Тарр). Игры с цветом практически нет. Стало быть, ребенок наигрался...

1991 - Августовская рапсодия.jpg

1993 год.
... А "ребенку" этому уже более 80 лет, что не мешает ему снимать шедевры. "Еще нет" напоминает ранние поэтичные ленты Куросавы и берет всё лучшее от них. Режиссер наконец-то находит "золотую середину" в использовании цвета: больше нет избыточности вышеупомянутых работ, так же как и цветовой пустоты "Августовской рапсодии". В "Еще нет" цвет используется умеренно, осторожно привлекая к себе внимание в некоторых сценах, и выглядит это очень гармонично, поэтично и просто прекрасно! "Еще нет" – последний фильм режиссера: Акира Куросава наигрался в кино...

1993 - Еще нет.jpg

1993 - Еще нет2.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments