altereos (altereos) wrote,
altereos
altereos

"Цветной" Акира Куросава

Из 30 с лишним фильмов, которые снял выдающийся японский классик, только 7 - цветные. И эти семь по совокупной значимости вполне сопоставимы с остальными 25. На рубеже 60-70-х Куросава наконец-то открыл для себя цвет в кино. До этого были такие черно-белые шедевры, как "Семь самураев", "Расемон" и прочие самурайские фильмы с Тосиро Мифунэ. Куросаву к тому моменту можно было назвать одним из главных мировых столпов черно-белого кино, который выжал из монохрома максимум художественных возможностей. Но сколько можно снимать в Ч/Б, когда уже давно во всем мире снимают в полном цвете?

Информации о том, как Акира пришел к цвету, к сожалению, мало. Но во время просмотра "Под стук трамвайных колес" заметно, что цвет для Куросавы – словно новая игрушка для ребенка. Многое из того, что было им снято с 1980 по 1993 гг, можно включать в список самых красивых фильмов за всю историю. Теперь Куросава выжимает максимум киноволшебства из полихрома. Только великий режиссер на такое способен.

Но необходимо отметить, что впервые Куросава использует цвет в 1963 году, подкрасив дым из трубы в фильме "Рай и Ад".

1963 - Рай и ад.jpg

1970 год.
"Под стук трамвайных колес" снят в сложный для Акиры период. Как известно, после этого фильма японский режиссер предпринял попытку самоубийства, и отчасти эту способствовал провал его первой цветной работы. Да и сейчас отзывы на "Додэскадэн", в основном, сдержанные и снисходительные. Куросава играется с цветом, как тот ребенок с новой игрушкой. Вот что он говорит в интервью журналу "Искусство кино" в 1974 году: "Снимая «Под стук трамвайных колес», мы почти все рисовали: тени на земле, небо, облака, даже солнце". Съемочная группа много экспериментирует с цветом, из-за чего всё в фильме кажется искусственным, избыточным. Особенно это чувствуется в декорациях, задних планах, гриме. С другой стороны, эту избыточность можно рассматривать как художественный прием – контраст трущоб (которые ассоциируются у нас с серостью) и обилия цвета, символизирующего эмоции и фантазии героев. Мне кажется, "Под стук трамвайных колес" со временем будет расти в цене, и однажды киносообщество признает его полноценным шедевром (я лично уже это сделал).

1970 - Под стук трамвайных колес.jpg

1970 - Под стук трамвайных колес2.jpg

1975 год.
"Дерсу Узала" снимался в СССР, и более низкое качество советской пленки бросается в глаза, поэтому цветовые возможности Куросавы в этом смысле были изначально ограничены. Но тем не менее, Акире удалось сделать очень красивый фильм, правда, красота достигается за счет не столько цветности, сколько выбора интересных ракурсов.

1975 - Дерсу Узала.jpg

1975 - Дерсу Узала2.jpg

1980 год.
"Кагемуся: Тень воина". Вот здесь Куросава оторвался с цветом по полной! Костюмы, архитектура, природа, кровь - всё в этом историческом кинополотне показано очень красочно. А ближе к концу мы видим одну из самых красивых радуг в кино! Игра с цветом – один из главных художественных приемов, благодаря которому "Кагемуся" приобретает величественность, эпичность. Обилие цвета символизирует власть японской элиты, цвет как будто поглощает судьбу незначительного ("черно-белого") человека-воришки и цвет в итоге его убивает. Гениальный контраст.

1980 - Кагемуся Тень воина.jpg

1980 - Кагемуся Тень воина2.jpg

1980 - Кагемуся Тень воина3.jpg

1985 год.
"Ран". Очередное масштабное полотно с грандиозной работой с цветом. "Ран" и "Кагемуся" в этом плане очень похожи и воспринимаются как дилогия, даже эпоха одна и та же (16-й век).

1985 - Ран.jpg

1985 - Ран2.jpg

1990 год.
В "Снах" мы видим, что Куросава всё еще не наигрался с цветом, более того, он развивает свои игры с помощью визуальных эффектов, в создании которых ему помогают американцы (студия Джорджа Лукаса). "Сны Акиры Куросавы" – это 8 новелл-снов, и в каждой из них есть потрясающие сцены с точки зрения использования цвета. Прежде всего запоминаются постапокалиптические сцены, детские фантазии, оригинальная интерпретация живописи Ван Гога.

1990 - Сны Акиры Куросавы.jpg

1990 - Сны Акиры Куросавы2.jpg

1991 год.
"Августовская рапсодия" – единственный из цветных фильмов Куросавы, который можно назвать проходным, хотя это не значит, что фильм плохой. "Рапсодия" снята в голливудской манере, чему способствует участие звезды Ричарда Гира. С таким же успехом фильм мог бы быть черно-белым, но в 91 году это был бы нонсенс (конечно, с учетом сюжета и стилистики – ведь это далеко не Бела Тарр). Игры с цветом практически нет. Стало быть, ребенок наигрался...

1991 - Августовская рапсодия.jpg

1993 год.
... А "ребенку" этому уже более 80 лет, что не мешает ему снимать шедевры. "Еще нет" напоминает ранние поэтичные ленты Куросавы и берет всё лучшее от них. Режиссер наконец-то находит "золотую середину" в использовании цвета: больше нет избыточности вышеупомянутых работ, так же как и цветовой пустоты "Августовской рапсодии". В "Еще нет" цвет используется умеренно, осторожно привлекая к себе внимание в некоторых сценах, и выглядит это очень гармонично, поэтично и просто прекрасно! "Еще нет" – последний фильм режиссера: Акира Куросава наигрался в кино...

1993 - Еще нет.jpg

1993 - Еще нет2.jpg
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments